Ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу. (Кхаггависана сутта)

Историко-географическая справка

Королевство Камбоджа расположено на полуострове Индокитай. Здесь собраны ландшафты от горных лесов и саванн до заболоченных равнин и заливных лесов. Здесь раскинулось самое большое по площади озеро региона — Тонлесап. Здесь сохранились первичные джунгли, дикие слоны, лесные быки и пресноводные дельфины. Здесь несет свои воды великий Меконг, а его приток Сап раз в год меняет направление течения и течет от устья к истоку. На территории этого государства, когда-то скрытые джунглями, сохранились величественные архитектурные памятники (наиболее известен — Ангкорский комплекс). Здесь живут улыбчивые и гостеприимные люди с тонким чувством юмора и искренним интересом к жизни.

Если можно так выразится, осью Индокитайского полуострова является горный хребет берущий начало в предгорьях восточных Гималаев в Северном Вьетнаме (Танкинская горная система), проходящий через весь полуостров с севера на юг и скрывающийся в водах Южно-китайского моря. Этот хребет делит Индокитай на две неравные части, природа которых несколько отличается. Но, поскольку человек со своей культурой является частью природы, как бы мы не пытались их разделить, частью не более и не менее важной, чем все остальные, хребет разделяет не только флоры и фауны, но и культуры. Вьетнам, расположенный к востоку от хребта, принадлежит к китайскому типу культуры, а Камбоджа, расположенная к западу, к индийскому. Естественно – эти деления условны, и всё же.
Первые упоминания о Камбодже как о значимом индуистском государстве относятся к I веку. Тогда оно носило название Батпном (легендарный основатель индийский брахман Каудинья), позже, в IV веке, почти в тех же границах образовалось государство Ченла. Правившая там Солнечная династия, согласно легенде, происходит от мудреца-аскета Камбу и апсары Меру. Имя аскета сохранилось в названии страны до сих пор. В период расцвета (с середины IХ до конца ХIII века) Камбоджа, а вернее, империя Камбуджеша (Ангкорская империя) была лучшим и самым могущественным представителем т.н. Внешней Индии.

Основной религией в тот период был индуизм, представленный в основном культами Шивы и Вишну. Он сочетался с культом Девараджи – Бога-короля, который был, чуть ли не более важен. Наряду с этими государственными религиями был развит и культ предков. Интересно то, что, не смотря на длительное господство индуизма и индийское влияние, в стране таки не прижилось кастовое расслоение общества. В Х — ХI веках в империи получил распространение буддизм махаяны который гармонично уживался с уже существующими культами. Но в конце ХIII века влияние этих религий стало падать, и после непродолжительного индуистского периода, его место занял буддизм Тхеравады, который является государственной религией по сей день. Впрочем, след индуизм сохраняется в Камбодже – Изображения индуистских богов легко уживаются в храмах в месте с изображениями Буды, а на дорогах можно встретить отшельников шиваитов. Не забывают камбоджийцы и о духах предков.

Основной народ населяющий страну — кхмеры, правильнее кхмаэ, хотя передать звучание этого слова с помощью европейских алфавитов затруднительно, живутздесь также Чамы (большая часть которых мусульмане) китайцы, вьетнамцы, малайцы, а в горных джунглях, лесные племена народов Куй, Рдау, и Пнонг. Интересно, что, в отличии от большинства соседей, кхмеры всегда поддерживали добрососедские отношения с жителями лесов. Внешне коренное население Королевства сильно отличается от других народов Юговосточной Азии особенно от вьетнамцев и жителей китайского юга. Они всреднем выше, с более вытянутыми и заостренными чертами лица, нередко вьющимися волосами и более темнокожи. Впрочем. стереотипы нашего восприятия так сильны, что среди многих моих знакомых попытки объяснить разницу между, к примеру, вьетнамской и камбоджийской культурами и народами вызывают лишь снисходительную улыбку.

С конца ХIII века блеск империи Камбужеша стал меркнуть. Тем не мение Камбоджа оставалась сильным государством еще долго. ПномПень, как город известен с 1372г., но статус столицы, впервые, он получил в 1434 году, и носил название Тядокуме. Столицей он оставался не долго. С 1510, до середины второй половины XIXв., столица кочевала между Ловеком, находившимся ближе к озеру ТонлеСап, и Удонгом, находившемся ниже по течению Сапа. Окончательно она утвердилась в ПномПене только в 1867 году. Город с центром ВатПном, сохранившимся до наших дней, стоит в точке слияния рек Меконг, Сап и Басак (последний вытекает из этой точки и снова впадает в Меконг на Территории Вьетнама). В этом месте реки образуют как бы крест, который, в переводе с кхмерского, носит имя Лицо четырех рек. Согласно преданию основательницей города, вернее его центральной святыни, была одинокая, старая женщина по имени Пень, возглавлявшая род местных сетхеев. Во время наводнения … года, она нашла священные статуи, запутавшиеся в ветвях принесенного водой дерева. По ее распоряжению для них были построены насыпной холм и святилище, а позже и монастырь, который прежде носили имя Ват ПномДуонПень (Монастырь на Горе госпожи Пень). Теперь имя храма на холме — ВатПном, а имя основательницы сохранилось в названии города. Говорят, весь ПномПень еще в середине XX века был пронизан сетью каналов и бассейнов, выполнявших функции запаса воды в сухой сезон и дорог. В 1924г., по проекту Франсуа Бодавана, они были засыпаны, от части из санитарных соображений, от части из-за нехватки площадей для жилья, и заменены современными скважинами, водопроводами и мостовыми.

Первыми европейцами проникшими в Камбоджу были, по официальной версии португальцы. Это происходило в середине XVI века. В последующий период пришли и другие европейские державы. Сложность отношений между государствами Индокитая, в конце концов привели к тому, что некоторые из них, практически добровольно, стали колониями или протекторатами Франции. Для Камбоджи это произошло в 1863 году, а чуть позже вместе с Вьетнамом и Лаосом она образовала т.н. Индокитайский Союз. Относительно спокойное и безоблачное правление Франции продлилось до конца тридцатых, начала сороковых годов нашего века. Пожалуй с этого момента началась темная полоса в истории Камбоджи. Захват части территории тайскими войсками. Приход военной Японской администрации, ввод французских войск — все это совпадает по времени со второй Мировой войной. Затем наступает период освободительного движения, и страна получает независимость. В независимой Камбодже, под руководством короля Нородома Сиханука происходит весьма интересный эксперимент – попытка создания монархического социализма. который закончился, мягко говоря не удачно – приходом военного, проамериканского режима Лон Нола, а за ним и прокоммунистического, Пол Пота. Последний, уничтожил более трети населения, и поставил государство на грань гибели вводом вьетнамских войск и «голубых касок», долгим военным противостоянием между государством и т.н. Красными кхмерами, которое закончилось окончательно в 1998 году со смертью Полпота. Впрочем, все эти события были не всегда однозначны — “Восток — дело тонкое”, и еще более тонкое дело наши представления о нем.

Современная Камбоджа – довольно быстро развивающееся государство.