Ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу. (Кхаггависана сутта)

Традиционная резьба по дереву

Базар Пса Тультумпунг в Пномпене одно из мест паломничества туристов. Его рекомендуют почти все путеводители, как место покупки сувениров, именуя не иначе как «Russian market». На самом деле это вполне обычный базар, где торгуют всем от еды до гвоздей, ну и сувенирами в том числе. Правда, сувенирный отдел большой, да, к тому же, окруженный антикварными лавками и художественными салонами, что облюбовали себе соседние улицы.

Я был здесь бесконечное число раз, то в качестве гида у очередной группы туристов, то в поисках интересных старинных вещей для своей коллекции, то просто бродя по антикварным рядам и беседуя со знакомыми продавцами. И в каждое посещение, не переставал удивляться тому, на что больше всего обращают внимание покупатели-иностранцы. Чаще всего они делились на две группы: одни бросались к пёстрым прилавкам с различной «бижутерией» вьетнамского производства, другие обстоятельно изучали образчики камнерезного искусства, порою весьма достойные, и традиционные изделья из серебра. Разумеется, были и «места общего пользования» — такие как драгоценные камни, золото, текстиль, футболки. Меньшим вниманием пользовались ларьки, в глубине которых темнели изделия из дерева — старые, новые, искусно состаренные, имеющие сугубо практическое значение и совершенно бессмысленные. Признаюсь, что отсутствие внимания к подобным местам меня не расстраивало, а скорее, наоборот. И всё же, однажды, я спросил одного из гостей, интересующегося резьбой по камню, почему он не смотрит деревянные изделья. «За резьбой по дереву надо ехать на Бали или в Чёрную Африку» — улыбнувшись, ответил тот.

Действительно, говоря об искусстве Камбоджи, обычно вспоминают архитектуру и резьбу по камню, что вполне естественно. Достаточно хотя бы один раз побывать в Ангкоре, чтобы два этих ремесла затмили собой всё остальное. И если кхмерская классическая архитектур затаилась в тени прошлого, и ждет свое го часа, то резьба по камню остаётся одним из ведущих художественных промыслов.

  

Резьба по камню в Ангкоре.

 

Современное камнерезное искусство в одной из туристических лавок.

А как же с резьбой по дереву? Как мне кажется, она стала жертвой стереотипов. Все знают, что Россия-это водка, лапти, матрёшка, балалайка и шапка-ушанка, Чехия — пиво и Старая Прага, ну а Камбоджа — Ангкор, Королевский Балет, и резьба по камню. Остального, часто не менее важного и интересного, принято не замечать.

Так вышло, что мне не попалось почти никаких литературных источников о традиционной кхмерской резьбе по дереву. «Почти» — это короткое упоминание о ней в большой и очень интересной книге Чхан Витхарина и Приеп Чханмара посвященной традиционному кхмерскому орнаменту (Kbach. A Study of Khmer Ornament., «Reyum Publishing» Cambodia, 2005). Впрочем уверен, это не значит что такой литературы нет.

Вопреки распространенному мнению, резьба поддереву встречается в Камбодже довольно часто, но это не всегда традиционная резьба.

Во-первых, на территории Камбоджи, и особенно в городах, довольно распространена вьетнамская традиция резьбы по дереву, которая, впитывая кхмерские мотивы, часто используется в украшении современных интерьеров и мебели.

Вьетнамская техника резьбы по дереву. В обоих случаях использованы кхмерские мотивы.

Во-вторых, в Пномпене прочное место заняла южно-китайская школа резьбы. Резные панно, выполненные в этой традиции, широко представлены во всех местах торговли сувенирами, и с моей точки зрения, не уступают по красоте лучшим индонезийским образцам.

 

Южно-китайская школа резьбы по дереву.

Распространение и известность двух этих традиций в Камбодже объясняется историческим существованием больших вьетнамской и китайской диаспор тяготеющих к городам. Отличительными же их чертами надо полагать многоплановость, глубину, сложность рисунка и обилие мелких деталей.

В третьих, с развитием туризма, на дерево были перенесены сюжеты и орнаменты традиционные для кхмерской резьбы по камню. Они стали чем-то вроде российской «хохломы» — не всегда искусство, но пользуется спросом.

Деревянные аналоги каменных скульптур — камбоджийская «хохлома». Часто её режут там где и продают.

Должен заметить, что в число людей имеющих представление о настоящей кхмерской резьбе по дереву, я попал далеко не сразу. В своё первое посещение Королевства Камбоджа, я как всякий нормальный человек, хотел привезти что-нибудь на память. «Как тут с традиционной резьбой по дереву?» — спросил я встречавшего меня товарища. «А её тут нет…» — радостно отозвался он, и продолжил: «Вот камнерезы тут серьёзные, ну и китайцы по дереву неплохо режут». В тот раз я увёз каменную черепаху — символ бога Вишну. Однако, уже менее чем через год, бродя среди прилавков базара Тультумпунг, я наткнулся на деревянное изображение жука-плавунца — очень массивное, простое и при этом необычайно точное. Так произошло моё первое знакомство с кхмерской деревянной резьбой. Чаще её можно встретить в деревнях и провинциальных городках, где она украшает вполне прозаические предметы, вроде приспособления для вылущивания мякоти кокосовых орехов, щеток для рисового зерна, и рукоятей тростей. С того момента я с интересом нахожу всё новые образцы.

Традиционная Кхмерская резьба по дереву:

 
Изображение Нага Змея

 


 

Старинная щётка для уборки со стола.

Как мне кажется, от трёх выше упомянутых типов, традиционная кхмерская резьба отличается некоторой строгостью линий, минимализмом и подчёркнутой точностью, когда мастер, буквально несколькими штрихами превращает кусок дерева в узнаваемый объект. Кроме того, в ней не редко, используются элементы росписи или тонировки. Как зоолога, мне особенно интересно сочетание тонкой стилизации и точности в изображениях животных, когда они угадываются вплоть до биологического вида, что говорит о большой наблюдательности мастеров.

Рукояти тростей:

На переднем плане традиционные кхмерские сюжеты: рыба и львиная лапа. На заднем — трости вьетнамской работы. Трость Лошадь Трость из лианы с навершием в виде змеи, глаза сделаны из кварца. (Elaphe sp.)

  Резная шкатулка - перепел (Вероятнее всего изображен малайский перепел Arborophila campbelli. Вид широко распространён в Индокитае и часто содержится в домах):

          Змееголов (Channa sp. Скорее всего - Channa melasoma. Эта рыба из семейства лабиринтовых живёт в стоячих и проточных водоёмах, в том числе и на рисовых полях. В случае необходимости может передвигаться по суше. Змееголовы — обычный продук на столе жителей Юго-Восточной Азии.):

          Жук-плавунец (Обитает в любых постоянных и временных водоёмах, в т.ч. на рисовых полях. В Камбодже, в жаренном виде, он широко используется как лакомство):

  Цветочный хрущ из группы Cetoniinae, весма распространёной в Юго-Восточной Азии. Очень часто залетают в дома:

Одним словом, традиционная кхмерская резьба по дереву имеет своё неповторимое хорошо узнаваемое лицо, но при этом для многих остаётся мало известной страницей в книге камбоджийского искусства.

Фото и текст: О. Шумаков.