Ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу. (Кхаггависана сутта)

Крама

       
Кру одетый в саронг Все участники свадебной церемонии одеты в саронги стиля кбен. Тоги монахов — сложное произведение искусства.

Вряд ли где-то ещё кроме Южной и Юго-Восточной Азии, искусство делать из простого куска ткани одежду, порою довольно сложную, достигло такого совершенства. Камбоджа не исключение, но среди различных вариантов саронгов и сложных монашеских тог выделяется один традиционный элемент одежды, ставший визитной карточкой страны. Если, скажем, на фотографии или телеэкране мы видим жителя Юго-Восточной Азии, голову которого покрывает платок в мелкую красно-белую клетку, это сигнальный признак, означающий, что, скорее всего, действие происходит в Камбодже. К примеру, в плохих американских боевиках, платок этот занимает почти такое же место как меховая ушанка. На самом деле, платок представляет собою скорее шаль, клетка может быть практически любого цвета, и покрывать он может не только голову. Такой платок по кхмерски называется крама. Сейчас, крама стала типичным туристическим сувениром, но у неё есть и реальная, не «показушная» жизнь.

Мне нигде не попадалась информация о происхождении крамы. Кхмеры говорят, что это их исконный элемент одежды, пришедший из далёкой древности. Похоже что так. Есть правда точки зрения, ставящие этот взгляд под сомнение. Так, современные камбоджийские Чамы, мусульмане по вероисповеданию, утверждают, что крама — элемент их одежды, перенятый кхмерами. Происхождение она имеет малайское, а клетчатым рисунком обязана арабской куфии. К тому же, Чамы, среди которых широко распространено ткачество, являются основными поставщиками крамы на рынки, так, по крайней мере, они говорят. Мне трудно судить о справедливости этих утверждений, могу, только отметить, что Чамы в Камбодже носят краму как и кхмеры, но всётаки немного меньше, особенно женщины, и не используют её как праздничное украшение. Ни в Индонезии, ни в Малайзии я не встречал крамы. Вьетнамские Чамы, тоже мусульмане, её не носят, как и вьетнамцы, а вот вьетнамские и тайские кхмеры носят. Относительно рисунка спорить трудно, шотландский кильт и плед тоже имеют клетчатую раскраску, а орнамент куфии, кстати, не совсем клетка. Впрочем не этом дело.

 

Крама занимает промежуточное положение между шарфом, платком, шалью и саронгом, объединяя все их своиства.

И так, крама — это кусок хлопковой ткани, подшитый по краям, и, чаще всего, лишенный всяческих украшений, кружев или вышивки, лишь иногда край крамы не подшивают, а украшают бахрамой. У крамы есть несколько особенностей. Во-первых, рисунок, он предельно прост — цветная мелкая клетка. Типичными цветами считаются сочетания красных и белых, карминовых и белых, фиолетовых и белых, синих и белых, зелёных и белых клеток, хотя сейчас можно найти краму с клетками почти любого цвета. Во-вторых, в классическом варианте, размер полотна составляет примерно 150 на 70 см. В-третьих, ткань имеет довольно редкое плетение, благодаря которому, крама хорошо впитывает воду и быстро сохнет.

Но, думаю, что главной её особенностью надо считать многофункциональность.

 

КРАМА КАК ОДЕЖДА:

Так, сейчас, выглядит традиционный кхмерский костюм

История кхмерского костюма не менее сложна, чем история страны, уникальность сочетается в ней с заимствованиями,. независимость с подражанием, минимализм с вычурностью. Однако в разговоре о краме нет смысла рассматривать весь путь эволюции традиционной кхмерской одежды, в данном случае, для нас имеет значения лишь то, что её современная форма сложилась в результате вполне гармоничного слияния собственно кхмерских, китайских, малайских и европейских элементов в первой половине ХХ века, когда в Камбоджу стал активно проникать и европейский модерн. Именно тогда, в 1949 году, по инициативе камбоджийской ассоциации женщин, был сформирован «Комитет по Морали, Костюму, Питанию и Общественному Мнению» одной из задач которого было сохранение традиционных элементов одежды, и адаптации модернистских европейских веяний. Крама, официально вошла в число таких классических элементов. Вот что было написано в Государственной школьной программе 1951-52-го учебного года, в разделе «Одежда»:

«Издревле, все кхмеры, и мужчины и женщины, носили одинаковую одежду: сампот в стиле Кбен, с небольшими отличиями. (сампот — так по кхмерски называется саронг, а стиль кбен, предполагает довольно сложный способ его ношения, когда из куска ткани, благодаря взаимному скручиванию свободных концов, практически формируются просторные шаровары. Примечание О.Ш.) Многие следуют этой традиции и сейчас. Дети хорошо помнят и любят эту традицию, следуя ей. Так передаётся традиционный порядок. Кхмерские рубахи, как мужские, так и женские, в прошлом, отличались от современных. Мужчины носили роскошные открытые прямые рубахи, женщины же носили длинные, достигавшие колен рубахи трубчатого кроя, облегавшие их тело. Мужчины и женщины всегда носили краму, вокруг шеи или на плече, концы которой свешивались далеко вниз. Волосы стриглись коротко и стояли ёжиком и у мужчин, и у женщин, а не были длинными и не спадали ниже плечз. Но кхмеры всегда легко перенимали стили одежды других народов, и носили её будто это новая мода. Мы не должны отмахиваться от новых веяний, но должны так же помнить и соблюдать классические традиции» (превод с кхмерского О.Ш.).

В городке Сун, жители деревни садятся в такси, на большинстве из них надета крама. Четыре женщины попавшие в кадр, носят краму, две из них поверх надели шляпы.

     

На плоту посередине Меконга крама и защита от солнца, и сигнальный флаг. Пассажиры «такси» в городке Скун.

Как видно из отрывка, крама была частью классического костюма кхмеров, и, как показывает практика, остаётся ею по сей день. Глядя на людей где-нибудь в провинции, замечаешь, что большинство из них, так или иначе носят краму, в столице это тоже бросается в глаза, хотя и в несколько меньшей степени.

Кто бы, чего не говорил, но крама настолько характерная часть, именно, кхмерского костюма и быта, что ей посвятили танец, а кампания Citadel, производящая, высочайшего качества ножи и мечи ручной работы, выпускает складные ножи с рукоятями из прозрачного компзита в который залита настоящая крама, что бы подчеркнуть, что они произведены имено в Камбодже.

Самым распространённым способом ношения крамы, является именно тот, что описан в отрывке из школьной программы. Т.е. крама используется как украшение — шарф. Украшение яркое и строгое, повседневное и праздничное одновременно. Крама на плече — атрибут одежды атяров (глав общин следящих за соблюдением обрядов) и странствующих кру (слово произошло от индийского гуру»). Кроме того, оно имеет и утилитарное применение: благодаря свойствам ткани крама идеальна для промокания и вытирания пота.

Крама на плече — одно из самых распространённых украшений.

Нередко, мужчины носят краму в качестве пояса или скорее кушака. Здесь она тоже выступает, скорее, в роли украшения, но под неё можно засовывать разные нужные вещи, например, камбат (кхмерская разновидность топора-ножа), а в складки спрятать сигареты и зажигалку.

Крама на поясе грузчика

Но это лишь простейшие и наименее практичные случаи использования крамы.

Очень часто крама выступает как головной убор, причём как мужской так и женский, хотя женщины нося её на голове чаще. Женский способ наматывания крамы на голову, до сих пор вызывает во мне ощущение прикосновения к чему-то непознанному и трудно объяснимому, так как совершенно не ясно, как она держится, особенно в ситуациях подобных езде на велосипеде или путешествию на моторной лодке по широкой реке. Женщины просто накрывают ею голову с затылка, свободные концы перекрещивают спереди на лбу, и закидывают назад, ничем не закрепляя. Мужской способ как-то ближе и понятнее. Мужчины завязывают краму весьма произвольно, в зависимости от условий, в виде головной повязки, небольшого тюрбана, или подобно арабской куфии. По своему опыту должен сказать, что крама прекрасно защищает от солнца, жары, пыли и, как не парадоксально, от холода, в разумных пределах конечно.

Женский способ укладывания крамы на голове остаётся для меня загадкой. Не могу понять как она держится.

Мужчины тоже часто носят краму на голове.

Классическая крама, благодаря размерам, часто используется и как короткий, до колена или чуть ниже, саронг. Мужчины носят такой саронг дома, в деревне, во время отдыха на реке или море, во время работы на участке и в поле, во время купания. Если в городе это не очень принято, то в деревне в краме не стыдно показаться и на людях. Женщины носят краму в виде саронга только дома и во дворе. Способ обматывания крамой бёдер несколько отличается от такового принятого для полотенец в наших банях, он сложнее и надёжнее. Ткань наматывается слева направо через перёд, угол прижатый к левому бедру остается несколько выше остальной ткани, Конец оставшийся свободным, подгибают вовнутрь, так саронг не будет сковывать шаг, а спереди образуется красивая складка. Затем, скатывают верхнюю часть крамы вниз на несколько сантиметров, чтобы вокруг пояса получился валик. надо признать, что человек одетый в традиционную белую рубашку и яркий саронг из крамы, выглядит весьма элегантно.

 
Саронг из крамы.

Описанные четыре способа ношения крамы — самые распространённые, но есть и другие. Так нередко жители речных и озёрных побережий, плавая, работая в воде, ловя рыбу или строя плотину, заматывают краму как саронг в силе кбен, о котором упоминалось выше. Краму оборачивают сзади вокруг пояса, а два её свободных конца, вместе скатывают в жгут, который пропускают между ног и затыкают за пояс сзади. Получается подобие коротких шорт или трусов. Это сугубо мужской наряд.

Есть как минимум два способа делать из крамы нечто вроде тоги. Так её используют деревенские дети и подростки в холодный сезон, когда температура опускается ниже двадцати пяти градусов. Первый способ состоит в том, что краму пропускают подмышками, и под левой, связывают свободные концы. Получается просторная труба из ткани, на ней, над плечами делают защипы и связывают их сверху. Выходит рубаха, или скорее тога, с разрезом вдоль левого бока. Другой вариант тоги делается немного иначе. Как и в первом случае крама охватывает спину, а свободные концы связывают с защипами над плечами. В этом случае разрез получается спереди.

Нередко с помощью крамы вечером и в холодный сезон, женщины утепляют спину. Делая из неё конструкцию, близкую к тоге. Прикрыв ею спину, свободные концы перекрещивают над грудью и связывают на шее сзади. Нечто подобное проделывают европейские женщины с вошедшими в моду парео, правда, в Камбодже такая тога носится поверх другой одежды.

Я не сталкивался с другими способами ношения крамы как одежды, и не встречал их описаний, но не удивлюсь если они существуют.

Однако если ограничится сказанным, рассказ о краме будет неполным..

ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КРАМЫ:

Крама вещь многофункциональная, часто её используют для переноски предметов, я уже затронул эту тему, когда говорил о ношении крамы как кушака. Пожилые женщины частенько завязывают в маленький узелок наплечной кармы запас бетеля или даже деньги.

Вообще-то, думаю, подобное встречалось или встречается у многих народов. Лично я застал время, когда ношение денег и всяких мелочей в узелке из носового платка, было весьма распространено среди русских женщин. Способ ношения вещей в узле, который делался из старого платка, забылся у нас совсем недавно, да и не совсем забылся ещё.

С той же целью, в Камбодже краму эксплуатируют довольно активно, иногда из неё делают в буквальном смысле узлы с вещами, но есть и более оригинальные способы. Так из крамы получается удобная поясная сумка. Для этого переносимый предмет кладётся в середину платка, концы собирают в правую и левую руку соответственно, груз поднимаю как в гамаке, и начинают вращать, пока ткань не превратится в жгут с утолщением на месте груза. Его завязывают на поясе.

Грузы более тяжёлые и объёмные носят за спиной, в подобии рюкзака сделанного из крамы. Для этого груз, объём его может быт соизмерим с объёмом баскетбольного мяча или даже чуть больше, опускают в середину платка, перекидывают его концы через плечи и связывают на спине. Если плечи устают, то нагрузку можно перенести на шею, пропустив концы подмышками и завязав на ней сзади.

Ещё один способ применения крамы при переноске грузов, связан с распространённой в Азии традицией носить вещи на голове. Из крамы делают мягкую площадку-прокладку между грузом и головой. Для этого, платок расстилают в длину, аккуратно и плотно скатывают вдоль, а получившуюся скатку сворачивают в плоскую спираль, её и используют.

Довольно естественно, что скрученный кусок ткани может быть использован как верёвка, но именно в случае с крамой, в приморских районах и на островах, где в большом количестве разводят кокосовую пальму, я часто наблюдал её применение в качестве вспомогательного средства для лазания за кокосами. Человек подходит к пальме, снимает с себя краму, становится на неё ногами, держа ступни на ширине бёдер, связывает концы платка над ступнями и, дальше, использует это кольцо из ткани, как дополнительный упор и зацеп на стволе, снимающий нагрузку со стоп. Такой способ лазания по голым древесным стволам, вообще-то, широко известен. Для него используют верёвку или ремень, но практика показала, что кольцо из ткани держит лучше.

Такую вот многогранную жизнь ведёт крама в Камбодже.

КРАМА В РУКАХ ВАРВАРОВ:

Впервые, я оценил полезные свойства крамы, в 1997 году, во время экспедиции на остров Ронг, и с тех пор, использовал её практически всегда и всеми возможными способами, разве что тог из неё не делал, не приходилось как-то, и в качестве украшения, именно в Камбодже, не носил. Ну, последнее это — комплексы, мне просто кажется, что, к примеру, швед в милицейской ушанке в Стокгольме выглядит вполне нормально, а на московских улицах по-дурацки. Чаще всего я использовал краму в качестве банданы, а так же, в качестве одновременно полотенца и поясной сумки на море. Крама не раз спасала меня от серьёзных солнечных ожогов и от пыли при езде в кузове грузовиков.

Неожиданное применение нашлось ей в России. Я беру краму во всве походы и экспедиции. Во-первых, вместо полотенца, она легко справляется с его задачами, но места занимает меньше и весом легче. Во-вторых, во-время осенних и зимних походов ночью в спальнике я накрываю крамой лицо (зимой поверх шапки), дышать она не мешает, а лицо не мёрзнет(особенно актуально зимой, при температурах ниже -15-ти, крама ещё и не отпотевает!). В-третьих, бандана и поясная сумка из крамы, остались по-прежнему актуальными. В четвёртых, крама надетая поверх шапки или капюшона, и свободно свисающая, неплохо спасает от таёжных комаров

И, наконец, это правда исключительный случай, на последнем фестивале «Пустые холмы», где из-за погоды и не удачно выбранного места сложились слегка экстремальные условия, довелось носить краму в виде саронга. Экзотичностью такого наряда там никого не удивишь, а из возможных вариантов, этот оказался наиболее практичным.

Одним словом, к краме как к предмету я отношусь с большим уважением.

СТЕКЛЯННЫЕ БУСЫ ДЛЯ ТУЗЕМЦЕВ:

Все мы знаем, что для иностраннх туристов в России существуют специальные товары, список их не велик: балалайка, матрёшка, валенки, лапти. Чтобы бедняга не мог устоять перед искушением купить вещь, всё это раскрашивают под Хохлому. Ну, и, покупают…

 

Камбоджа официально стала считать себя туристической страной с1998 года. Как во всякой туристической стране, в ней сложился свой список «хохломы», и крама попала в него. Сейчас в туристических рядах базаров Тультумпунг (более известен туристам, как Russian market) и Тмай (для туристов — Center market, а для русских туристов «Жёлтый рынок»), можно найти огромные развалы прекрасного текстиля — шалей, шарфов, платков и прочего. Среди этого благолепия крама занимает скромное, но всё же заметное место. Яркость расцветок радует глаз, а разнообразие размеров предоставляет большой выбор, одно только «но»: найти в туристических местах настоящую краму стало всё труднее, а последние года два, почти не возможно. Впрочем, для большинства туристов, это не имеет особого значения. Лучшая судьба купленной крамы — стать весёленьким, или напротив, строгим шарфиком, худшая — пылиться в шкафу, в обоих случаях свойства изделия не важны. Есть, только, две категории покупателей, для которых они имеют значение. Это особенно въедливые туристы, считающие, что вещь обязательно должна быть аутентичной, и те кто отправляясь в сторону от натоптанных маршрутов, будет использовать кхмерский платок по назначению. Первых легко обмануть, да они и сами охотно обманываются, а вторым найти правильную краму действительно важно. Секрет её поиска и выбора не сложен.

1) Где искать?

Искать нужно там где нет туристов, и, что характерно, не в текстильных рядах. Краму, как правило продают разносчики, переходя по базару с одного места на другое, а иногда и просто по городу.

2) Как выбирать?

Найти торговца — полдела. Скорее всего, в его ассортименте будут платки сделанные как из хлопка так и из синтетики. Перечень наиболее распространённых цветов, приведённый в начале статьи, относится именно к хлопковым платкам, и обусловлен цветом хлопковых ниток. Яркие сочетания и цвета, как правило указывают на использование синтетики. У настоящей хлопковой крамы, в момент продажи есть ещё одно интересное свойство, она на ощупь груба и жёстка, причём на столько, что ткань стоит и держит форму. Крама из искусственных ниток, наоборот мягкая и податливая. Это связано с тем, что перед продажей, многометровый кусок ткани складывают в гармошку, длина одной складки примерно полтора метра, т.е. соответствует длине крамы. Затем гармршку пропитывают крахмалом, и сушат. Это позволяет при продаже отрезать от неё ровные куски. Новую краму всегда стирают, чтобы она стала мягкой и не линяла.

Способы обработки края крамы

Ещё один признак правильности: никто не продаёт готовую краму. Вы покупаете отрез ткани стандартного размера. Он уже обладает всем качествами от рисунка до размера, остаётся только обработать края. Есть несколько способов. Самый простой и практичный, это прямо тут же на базаре, найти швейные ряды (они есть всегда), и попросить подшить края. Люди ленивые и прижимистые край не обрабатывают вовсе, со временем на нём образуется тонкая бахрома, длиною сантиметра два-три, которая предохраняет ткань от дальнейшего распускания. И наконец эстеты, сами делают длинную бахрому, разбирают её на пряди и формируют из них кисточки или косички. Словом, это дело вкуса.

Текст: О.Шумаков

Фото: Е. Дягилец; М. Садогурский; В Стребкова; В. Титов; А. Тюкаев; О. Шумаков.