Ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу. (Кхаггависана сутта)

Домнам — культурные растения

  

Королевство Камбоджа — аграрная страна, в которой по сей день, значительная часть крестьянских семей живет натуральным хозяйством

Примерно три часа назад мы ехали по освещенной тусклым, но жарким солнцем сухой трассе, то и дело, вытирая со лба пот. Рисовые поля, заросшие лотосом пруды, стройные сахарные пальмы, белые коровы. Два часа назад мы въехали в стену дождя. Граница между сухой и влажной зонами неестественно резкая. Сменился окружающий пейзаж — вместо полей тенистые фруктовые плантации, маленькие деревеньки, прудики с ярко-красными и фиолетовыми нимфеями, вместо стройных белых коров мощные буйволы. Потом снова начались залитые водой поля. Создается странное ощущение, что их яркая зелень, излучает свой собственный свет,подсвечивающий снизу плотные, лиловые тучи.

И вот что интересно, за всю свою историю, она почти не сталкивалась с такой проблемой как голод, то есть страна обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства.

Сельские районы в Камбодже до сих пор привлекают меня, во-первых, по тому, что способы ведения хозяйства там зачастую не изменялись со времен Ангкорской империи, а сельскохозяйственные культуры, также как и породы животных тоже сохранились с тех времен. Во-вторых, по тому, что для меня, европейского человека, местные агроценозы, в не меньшей степени, полная тайн экзотика, чем первичные джунгли или коралловые рифы, к тому же, они, в особенности там где используются старые методы ведения хозяйства, тесно взаимодействуют с естественными экосистемами, что всегда очень интересно.

  

Способы ведения сельского хозяйства в Камбодже зачастую не изменялись со времен Ангкорской империи.

Первое что видишь, проезжая по дорогам Камбоджи, это обширные поля, как правило, в прочим не всегда, разделенные на чеки. В зависимости от сезона поля меняют цвет от изумрудно зеленого, в начале сезона дождей, до охристо-серого, в середине сухого сезона, в конце же влажного периода они золотистые. На полях то работаю пестро одетые люди, то задумчиво бродят в окружении цапель и различных скворцов, белые коровы и серые буйволы. Это рисовые поля. Рис — основная, хотя и далеко не единственная, сельскохозяйственная культура страны, и один из основных продуктов питания (из этого не следует вывод о бедности кухни). Растение рис посевной (Oryza sativa) в настоящее время в диком виде не известно, хотя сохранился его дикий близкий родственник — рис дикий (Oryza rufipogon), который, по иронии судьбы, является самым злостным сорняком на рисовых полях. Рис, как и многие зерновые, относится к семейству злаковых, а род, представителем которого он является, насчитывает более двадцати видов. Как культура, рис возник, видимо в Юго-Восточной Азии и по археологическим данным, в этом качестве существует уже не менее семи тысяч лет. В период расцвета Ангкорской империи разведение риса лежало в основе ирригационного земледелия метрополии, а природные условия в ее равнинной части позволяли производить его в огромных количествах. В ряде районов сформировались уникальные сорта, на пример, по берегам озера ТонлеСап выращивают т.н. плавающий рис. Этот сорт сажают до начала паводка, а затем он растет вместе с поднятием уровня воды, при этом легкая соломина, может достигать длинны несколько метров, оставляя на поверхности колос и верхние листья, а уборка урожая, порой происходит с лодок. О значении риса можно судить хотя бы по тому, что в кхмерском языке, для обозначения его различных состояний (растение, не обработанное зерно, очищенное зерно, приготовленный рис, и т.п.) существуют самостоятельные, даже не однокоренные, слова. Что значит для жителя России рис? Ну один из видов круп, вряд ли что-то большее, в лучшем случаи, вспомнят рисовую кашу, «рис с курицей и компот из сухофруктов» (почему-то так принято) и пожалуй плов. Когда в Москве друзья просят меня приготовить что-нибудь экзотическое, а я начинаю объяснять, какой именно рис мне нужен, на меня смотрят как на инопланетянина, ведь рис он и есть рис. Признаюсь честно, в свое время для меня тоже было откровением, что рис бывает разным. Только в Камбодже выращивают около 200 сортов риса, и для каждого из них существуют свои предпочтительные способы использования. Кроме того сорта объединяются в группы, вот самые простые варианты: по особенностям агротехники, на пример водяные и суходольные сорта, по содержанию масел и крахмала — легкие и тяжелые, по использованию — столовые и десертные. Исторически (исключение, может быть, составляет только полпотовский период), Камбоджа является одним из основных экспортеров риса в Азии, при этом, имея сорта, отсутствующие в других странах. Возделывается рисовое поле, так же как и много столетий назад — в ручную, практически без применения техники. Причем сначала рис выращивается в виде рассады, которая, к стати, является предметом торговли, а затем пересаживается на поля. Огромное поле, на котором большинство семей имеет свой кусок земли, обрабатывают всей деревней, а потом урожай распределяют в зависимости от размеров земельного надела и вложенного труда. Распределением занимаются старейшины.

  

Рисовое поле в разные сезоны. Везде видны сахарные пальмы

Впрочем, рисовое поле, это не только рис. Я уже упоминал термин агроценоз, так называются сельскохозяйственные экосистемы, а экосистема предполагает довольно высокий уровень сложности. Камбоджийские рисовые поля совсем не похожи на бескрайние поля пшеницы в российском Черноземье и даже не похожи на рисовые поля в северном Вьетнаме. Внешне, их характерной особенностью являются разбросанные то тут, то там, высокие стройные пальмы, с кронами из веерных листьев. Это сахарная пальма (Argena pinnata) — растение, также имеющее очень важное значение в сельском хозяйстве Королевства. Настолько важное, что ее изображение, даже вошло в герб страны. В диком виде эта пальма известна, на Малайском архипелаге, но как культурное растение выращивается в Юго-Восточной Азии издревле. В первую очередь ее разводят для получения сока, который содержит много сахара. Из сока получают пальмовый сахар — основной продукт, очень ценимый в регионе. Кхмерская кухня без пальмового сахара практически не воспроизводима. Второй продукт это пальмовая водка и спирт. Сок получают не из плодов, как можно подумать, а путем подсачивания мужских соцветий и точки роста. Специальные ведра, сделанные из обрезка бамбука с узловой перегородкой, подвешивают прямо на пальме, и в них по бамбуковым же желобам стекает сок. Обычно уже прямо в ведре он начинает бродить, и такая брага сама по себе предмет торговли, как легкий алкогольный напиток (дабы не вызвать кривотолков, замечу, что проблема алкоголизма в Камбодже в общем-то отсутствует — кхмеры нация не пьющая). Плоды сахарной пальмы тоже съедобны и богаты сахаром, пектиновыми веществами и маслами. Из древесины пальмы, делают лодки-долбленки, различные хозяйственные и декоративные поделки, ее, а также черешки листьев, достигающие в длину иногда шести метров, используют для строительства домов, а листочки, длинна которых может быть более полутора метров, как кровельный материал. Ствол пальм покрыт черным, прочным и влагостойким волокном, которое тоже является промышленным продуктом — сырьем для получения веревок, технических тканей, упаковочных материалов. И на конец, мягкая сердцевина ствола сахарной пальмы является съедобным крахмалоносом.
Часто обращаешь внимание, на то, что в течении всего года, отдельные чеки на полях, затоплены водой. В таких чеках растет лотос орехоносный (Nelumbo nucifera). Это тоже распространенное в Юго-Восточной Азии культурное растение, причем история его культуры не менее, а может быть и более древняя, чем у риса. Как ни странно в диком виде оно вообще известно, лишь в северных районах Китая, на русском Дальнем Востоке, в дельте Волги и устье Куры. Причем до сих пор нет единого мнения, о происхождении этих диких популяций — то ли, они сохранились с доледникового периода, то ли, своим возникновением обязаны человеку. Судя по палеонтологическим данным, лотос появился в позднем мелу, т.е. примерно семьдесят миллионов лет назад, и есть предположение, что до наших дней он вообще дожил только благодаря человеческой деятельности. Применение лотоса в Камбодже, не менее многообразно чем, у сахарной пальмы. Из его семян получают муку, а семена молочной зрелости едят как лакомство, корневища лотоса тоже съедобны и являются крахмалоносами, черешки листьев используют для плетения циновок, сами листья — упаковочный материал для продуктов, обладающий антибактериальным действием. Цветы лотоса идут на срезку, причем используются не столько, как декоративные, сколько в различных обрядах — лотос одно из главных культовых растений в буддийских и индуистских странах.
Картина рисового поля несколько меняется в зависимости района, в котором оно находится. Так в южных и юго-западных провинциях, место сахарной пальмы иногда занимает кокосовая (Cocos nucifera), особенно это распространено на полях расположенных близко к морю, и объясняется тем, что почвы здесь содержат много соли, чего не любит сахарная пальма, а кокосовая наоборот является галофилом.

    

Кокосовая пальма более распространена на морском побережье.

Человеческое жилье, — это могут быть как различного размера деревни, так и одиночные домики, располагается на незаливаемых островках, и, как правило, окружено буйной растительностью граничащей с полем. Тут и плодовые деревья, основное значение которых — создание тени, и различные другие культуры в плоть до декоративных. В центральных провинциях, на границе поля и поселка, часто, можно увидеть заросли пандануса кровельного (Pandanus tectorius). Его выращивают для создания живых изгородей, листья используют как кровельный материал, а основания листьев, цветочные почки и завязи в качестве овощей.

    

Плодовые культуры: папайя, сизигиум, хлебное дерево (джек-фрут)

    

Хлебное дерево (Капок) используется не только для получения хлопка, его незрелые плоды — овощ.

 Интересно, что в приморских районах страны, где это растение растет в диком виде, его не выращивают и вообще используют меньше чем в центральных. Повсеместно распространен сахарный тростник (Saccharum officinarum), для которого отводят небольшие чеки, как под лотос, но сухие. Все знают, что из этого растения получают сахар, но в кхмерской деревне в предпочитают пальмовый сахар, а тростник, используют в основном для получения сока, который продают, как прохладительный напиток, кстати, очень вкусный и действительно утоляющий жажду. Лакомством являются, нарезанные ломтиками, очищенные стебли сахарного тростника, предварительно вымоченные в воде. И наконец, сахарный тростник, особенно сорта имеющие черный стебель, считаются лекарственным растением.

 Ближе к домам сажают бананы (Musa sp.). Как правило, это небольшие посадки, иногда просто маленькие группы растений. Для народов Южной и Юго-Восточной Азии, банан занимает не менее значимое место чем сахарная пальма — это одна из нескольких основных крахмалоносных культур. Именно этот регион является родиной культурных сортов, откуда, благодаря человеку, они распространились в Африку и тропическую Америку. В Индокитае известно более двадцати видов бананов, многие из которых являются обычным диким растением джунглей, в местах с достаточной освещенностью. В Камбодже, на любом рынке можно найти одновременно не менее пяти сортов, ассортимент которых будет незначительно изменяться от сезона к сезону. Традиционно, у банана используются не только плоды, которые употребляются в основном в горячих блюдах (жаренные, как начинка для рисовых пирожков, в супах) — листья этого растения используются как упаковочный материал для продуктов, и обертка при приготовлении ряда горячих блюд на основе риса, цветы используют как овощ, в салатах и супах. Отдельным и довольно распространенным блюдом, является запеченная сердцевина ствола. Банановые стволы, нарезанные кусками длинной примерно в метр, продаются на базарах и это иногда удивляет европейских гостей: “Зачем же древо валить?! Неужели голодные такие?”. На самом деле вопрос этот возникает из-за незнания. Банановый ствол, такой же регулярно собираемый продукт, как и плоды. Дело в том, что, не смотря на внешнее сходство с пальмами, бананы не деревья, а травы, и, как всякую траву их можно “скосить”, после чего, из корневища, вырастет новый побег. Более того, то что мы принимаем за ствол, на самом деле таковым не является,  так как образован основаниями листьев скрученных в плотную трубку. Настоящий стебель у банана укороченный и подземный. “Скашивают” обычно либо уже отплодоносивший банан, либо лишнюю, молодую поросль.

    

Соцветие банана, банановая плантация, плоды.

Часто рядом с кхмерскими дворами, и на перекрестиях дамб, растет бамбук. Обычно его тоже сажают специально, так как молодые бамбуковые ростки, — один из самых распространенных “овощных” гарниров, а стебли материал, для подпорок, труб, лестниц, сосудов, и так далее, в плоть до оружия и украшений. На самом деле значение бамбука как материала так велико, что этнографы отводят ему особую роль в азиатской культуре. С их точки зрения свойства этого растения повлияли на характер развития архитектуры, и строительства, вооружение армий, судостроение и многое другое.

Как правило, особенно если деревня, имеет старые традиции, а таких в Камбодже большинство, ее жители забоятся и о декоративном озеленении своих дворов , и вокруг домов сажают множество цветов, география происхождения которых, может быть самой разной. Наибольшей популярностью пользуется экзотика вроде гладиолусов, бархатцев, календулы, астр, роз и т.д. Кхмеры вообще любят цветы. Но, наверное, самые большие цветочные заросли образует лантана (Lantana camara) — растение ставшее космополитом тропического и субтропического пояса. Она не только имеет яркие красивые соцветия, но и используется кхмерами как зеленная культура и приправа к горячим блюдам. Среди цветов, обычно недалеко от входа в дом, можно встретить, очень красивые, серебристо зеленые, пышные куртины травы, листья которой имеют сильный лимонный запах. Это чернобородник лимонный (Cymbopogon citratus), который также называют лимонной травой или лимонным сорго – одно из древних культурных растений Юго-Восточной Азии, которое в диком состоянии не встречается. Оно используется как ароматическая приправа, и как лекарственное растение, используемое при воспалении слизистых оболочек и ран.

Рисовое поле, со всем комплексом сопутствующих культур, возделывается иногда столетиями, и представляет собой очень интересную экосистему антропогенного происхождения со своим комплексом фауны. Так, поверхность пальмового ствола, оказывается прекрасным, и часто единственным на рисовом поле, субстратом для эпифитов (иногда некоторые пальмы покрыты целыми зарослями папоротников: давалий (Davallia sp.), гнездных асплениумов(Asplenium nidus), нефролеписов (Nephrolepis sp.) и орхидей), и домом для древесных ящериц. Нижние, отмирающие листья сахарной пальмы поникают и образуют довольно массивные скопления, которые становятся укрытием для птичьих гнезд и колоний летучих мышей. В чеках находят прибежище пресноводные крабы и креветки, рыбы различным образом приспособленные к длительному пересыханию водоема, и амфибии, не менее пяти видов водяных змей , впрочем, не опасных для человека, и несколько видов водяных черепах. . Поросшие травой и, кое где, бамбуком, дамбы и насыпи, разделяющие чеки, заселяются не только мелкими животными вроде ящериц, ужеобразных змей и мышевидных грызунов, но и такими довольно крупными, как бамбуковые крысы . Причем Значительная часть животного населения оказывается, хотя и побочным, но все же используемым крестьянами продуктом поля.

На самом деле тема Камбоджийского сельского ландшафта также неисчерпаема как тема джунглей и наверное не менее интересна. Ведь такой экстенсивный способ ведения сельского хозяйства успешно существует здесь уже на протяжении, как минимум, пятнадцати веков, оставаясь достаточно эффективным.

Шумаков О. В. 

Фото: Акимова М.С.,  Шумакова. О.В.

С сокращениями опубликовано в журнале «В мире растений» № 11, 12 за 2003г. и № 1 за 2004г.