Ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу. (Кхаггависана сутта)

Старинное холодное оружие кхмеров

Камбоджа — небольшое королевство на юго-западе индокитайского полуострова. Невысокие горы и глубокая низина образуют не совсем правильную чашу заполняемую водой во влажный сезон. Маленькое по нашим меркам, всего 1800 км по длинной оси государство с большой и запутанной историей. В V — XIII веках Камбоджа была одним из самых значимых государств Юго-Восточной Азии, империей имевшей полноценные дипломатические отношения с Индией и Китаем, и влияющей на ход мировой истории, в частности на продвижение монгольских войск на юго-восток. В ней были — сильная хорошо организованная армия, флот, астрономия, архитектура, дороги, государственная система образования и здравоохранения. В XIV-том, настали тяжёлые времена приведшие к вассальной зависимости от Сиама (современный Таиланд), и Дай Вьета (Вьетнам). Им на смену, уже во второй половине XIX-го пришли годы французского протектората. Их можно назвать относительно благополучными и спокойными. Независимость, полученная в 1956 году, как это часто бывает, не принесла умиротворения в жизнь страны, коррупция, и борьба за власть привели в итоге к возникновению в начале 70-х годов прошлого века, наверное, самой страшной и жестокой в Новейший период диктатуры. С этого момента настала пора забвения. Диктатура Полпота рухнула довольно быстро, но слово Камбоджа было почти забыто, и вновь оказалось на слуху лишь в 1998 году, после смерти диктатора и объединения страны. Сейчас Королевство Камбоджа — развивающееся азиатское государство, мирное, гостеприимное и спокойное, в силу чего, всё боле уверено занимает страницы туристических проспектов.

Если значимость Камбоджи в большой политической жизни пока ещё ни так очевидна, то в моей, она заняла весьма заметное место, как-то стразу, ещё в том самом 1998-ом. И отношения эти с годами только крепнут.

Люди считающие себя сведущими, при упоминании Камбоджи вспоминают обычно  четыре вещи: Ангкорский храмовый комплекс, Королевский Балет, улыбки и Полпота. (Куда уж без него…). Но, как, наверное и всякая страна с древней историей, она — объект для бесконечного познания и изучения.

 

формой клинка и наличием гарды меч напоминает японский.

такие мечи встречаются редко.

Однажды, году кажется в 1999-ом, или даже раньше, оказавшись на острове Ронг, мы с коллегой заглянули в местный пограничный отряд, чтобы отметиться. И неожиданно стали свидетелями необычного фехтовального поединка. Тогда два офицера весьма искусно фехтовали лампами дневного света, что во множестве выбрасываются в море с больших кораблей и потом оказываются на берегу. Удары наносились сильные и быстрые, но в момент соприкосновения ламп друг с другом или с телом, движение затормаживалось и касание оказывалось мягким. Именно тогда я подумал о традиционных камбоджийских боевых искусствах, в частности о фехтовании. Справедливости ради, нужно отметить, что существует т.н. кхмерский бокс или Продаль Серай, считающийся предшественником современного тайского (Муай Тай). С тех пор прошло больше десяти лет, но я так и не нашёл доказательств тому, что в Камбодже сохранилась школа традиционного фехтования, впрочем, специально не искал. Подтверждением же того, что она была, ещё в ХХ веке, являются образцы мечей и короткодревкового оружия, которое мне удалось собрать за это время.

О фехтовании на «саблях» как о распространённой традиции упоминается в двух русскоязычных книжках о Камбодже, в книге Литвинова «Кампучия — страна кхмеров» и в сборнике «Календарные обычаи народов Юго-Восточной Азии», подозреваю, что эта традиция, в посполпотовский период, ушла или почти ушла.

Пожалуй наиболее характерным надо считать коротко древковое оружие, ведущее происхождение от сельскохозяйственных орудий. Здесь на первом месте должен стоять пкхак — визитная карточка холодного оружия кхмеров. Я затрудняюсь классифицировать его в рамках принятых понятий. В книге Армии Ангкора — Военная Структкра и Экиперовка Кхмеров (Michel Jacq-Heroualc’h. The Armies of Angkor.Military Structure and Weapons of the Khmers. Orchid Press, 2007), пкхак рассматривается как разновидность топора, ведущего происхождение от Донгшонгских топоров, изучавшихся В. Голубевым в начале двадцатого века. Однако, учитывая расположение лезвия, я отнёс бы его скорее к глефам. Прежде всего завораживает древность и неизменность этого орудия. Как предмет вооружения офицеров и символ царской власти он известен с барельефов в храмах Ангкорват (XI в.), Байон (XII в.), и Бантей Чмар (XII в.), как сельское орудие для рубки прутьев, травы, тростника и веток, для грубой обработки дерева он существует и сейчас, преимущественно в северных и северо-восточных провинциях. Его конструкция не изменилась. Боевой вариант пкхака отличается от хозяйственного более коротким древком одетым металлическими кольцами. Само лезвие, более узкое чем у сельского варианта, часто имеет «клюв» и украшено орнаментом.

Пкхак и орнамент на его клинке

 

Пкхак на барельефах в храмах Ангкор Ват и Байон:

Крепление лезвия на древке Пкхака

Камбат-бонтух, тоже разновидность сельского орудия, в мирной жизни предназначен для расщепления бамбука, снятия коры с веток, и прочих подобных работ, а на праздниках является символом деревенского атяра (главы деревенской общины). Длинная, примерно с локоть, рукоять камбат-бонтух, изогнута, а лезвие имеет листовидную форму, что делает его использование в боевых целях весьма затруднительным. Рукояти атярских камбат-бонтух делаются из рога или кости, украшаются серебром и бронзой. Слово камбат переводится с кхмерского как нож. У этого ножа есть и боевой аналог, который, как и пкхак может быть отнесён к короткодревковым глефам. Здесь изменения в конструкции пошли по другому пути — лезвие утяжеляется, а древко становится прямым, более длинным и одевается кольцами из металла.

 

Классический Камбат-бонтух и его боевой аналог. 

 

 Внимания заслуживает ещё один хозяйственный нож, камбат-кокок. Он выполняет у кхмеров роль мачете и распространён по всей стране. Как правило, лезвие насажено на древко равное ему по длине, насадка может быть как втульчатая, так и черешковая. Уже само по себе, это орудие может нести боевую функцию, но в боевом варианте древко усиливали кольцами из металла, и удлиняли (есть и длиннодревковые варианты), а на обухе лезвия, иногда, делали отстоящий под углом шип, предотвращающий соскальзывание клинка противника. Боевое примененние этого орудия, опять же, подтверждается барельефами Ангкор Вата, но его изображение встречается куда реже чем изрбражение мечей и пкхаков. Кстати сказать, в довольно распространённое в литературе утверждение, что, мол, Красные кхмеры, в лагерях смерти рубили головы заключённых тяпками, вкралась неточность. Не тяпки это были а именно комбат-кокок.

Длиннодревковый вариант комбат кокок:

В группе короткодревкового оружия порой встречаются и довольно экзотические гибриды сделанные из сабельных клинков. Один из них попал в мою коллекцию. Здесь сабельный клинок, скорее всего китайский, без особых затей, насажен на равную ему по длине рукоять из высушенной лианы.

Если короткодревковое оружие имеет ярко выраженное лицо, то Камбоджийские мечи конца XIX начала XX века, характерны для региона в целом. Подобные, различающиеся лишь в мелочах, односторонние мечи без гарды известны из Таиланда, Лаоса, Малайзии и Индонезии. Такой меч, в Камбодже называется тао. Думаю, что название происходит от китайского названия односторонних изогнутых мечей-тао (-дао). В частности китайский меч-дао с узким клинком называется мяо-дао. Существует, правда и собственно кхмерское слово тао переводящееся как лев (имеется в виду именно животное, а не эпитет применимый к войну). Из разговоров с кхмерами я так и не выяснил происхождения названия. Моё предположение о его китайских корнях, косвенно подтверждается тем фактом, что в 30-х годах XIII века, в правление короля Понья Ята, были восстановлены дипломатические отношения с китаем (прерванные во время падения Ангкора и распада империи). В это время в Индрапраште (первое наззвание Пномпеня, как столицы) существовала довольно большая китайская диаспора, и в частности, китайцами было представлено кузнечное ремесло. Примерно этим периодом датируются и первые тао.

К слову сказать, кузнечные традиции и искусные кузнецы оружейники, не исчезли в стране, именно благодаря их мастерству существует компания «Citadel» производящая прекрасные, известные уже во всём мире, ножи и мечи.

Кхмерские тао однотипны — рукоять рассчитана на двойной хват, средняя длинна клинка 500 мм, а длинна меча с рукоятью 750 — 800 мм, однако, встречаются мечи с хватом под одну руку, короткие с клинком 250 мм и двуручники длиной около полутора метров. Очень редки, но есть мечи с гардой-цубой. Возможно это японское влияние — японские войска во Вторую Мировую войну вели боевые действия в Индокитае в т.ч. и на территории Камбоджи. Но против этой гипотизы говрят мечи из коллекции Музея Национальных Искусств, и конная статуя короля Бат Анг Дуонга (1806 — 1860), что поставлена у поворота к горе Удонг с трассы №5. Там монарх сжимает в руке меч очень похожий на тот, что показан на фотографии в начале текста. Кроме того, изогнутая или прямая гарда характерна для чамских мечей. Клинки многих тао украшены орнаментом и вставками из бронзы. Рукояти мечей делаются из разных материалов. В самом простом случае из дерева. Чаще дерево комбинируется с бронзовыми накладками. Ещё чаще на деревянную основу делается очень плотная намотка из бамбука или витой проволоки, которая зашлифовывается и заливается смолой диптерокарпа (дерево из семейства двукрылоплодниковых, одна из лесообразующих пород в дождевых лесах). Ей же покрываются ножны и все деревянные детали.

Классические камбоджийские мечи тао:

 

Тао с рукоятью под одиночный хват.

Полагаю что именно эти мечи названы саблями в приведённых выше книгах так как они очень многочисленны.

Среди длинноклинкового оружия, в Камбодже есть, также и настоящие сабли и даже вполне европейского вида шпаги, в частности парадные, но встречаются они редко и клинки их, как правило, китайского или французского происхождения.

 

 

Среди клинков сделанных под одну руку встречаются довольно интересные экземпляры. Так однажды ко мне попал меч с прямым обоюдоострым клинком, и толстой изогнутой рукоятью под одиночный хват. Сторона клинка обращенная к вогнутой части рукояти, заточена до половины (от середины к острию), т.е. сильная часть клинка остаётся тупой, но, учитывая форму рукояти, именно эта сторона должна быть рабочей. Противоположная сторона лезвия заточена вся, но исходя, опять же, из формы рукояти, она второстепенна. Кроме того, утолщение рукояти к основанию, делает её в принципе неудобной. Однако, всё становится на свои места, если взять меч обратным хватом — он становится вполне удобным, острая сторона основной, а тупая часть второстепенной стороны оказывается как раз напротив предплечья.

Как мне кажется, большое количество, сохранившегося, довольно своеобразного холодного оружия, говорит о существовании своей фехтовальной школы, которая к настоящему времени, скорее всего, увы, утеряна.

Статья опубликована в журнале «ProРез», №3, 2011г.

Текст: О.В.Шумаков,

Фото: К. С. Ческидовой, О.Ш. Шумакова.