Ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу. (Кхаггависана сутта)

Варганы из Камбоджи

 

АНГКУТЬ

Этот музыкальный инструмент появился в Москве года три — четыре назад. »…с изображением игуан» — было написано в одном из сайтов торгующих такими предметами. Справедливости ради, отмечу, что игуаны в старом свете нигде не живут, так что это изображения абстрактных ящериц, и они встречаются только на инструментах для туристов, которые, впрочем, по качеству   не отличаютсч от нативных. Я познакомился с камбоджийским варганом в 1999 году в провинции Сиемриеп. Из деревянных варганов, его можно считать громким и разнообразно звучащим. Только выбирать надо — звучат не все. У нас его продают под самыми разными названиями от кубинга, акоя и даже муккури до скромного: «варган из Камбоджи ». Собственно эта путаница и сподвигла на написание данного текста.

Кубинг, это варган с Филиппин, «Акой» — слово которое кхмеры используют для обозначения автомобильного аккумулятора, а муккури, на сколько я знаю, айнский варган. Камбоджийский же варган называется АНГКУТЬ (АНГКУЧЬ) — последний звук короткий и промежуточный между мягким «Ч» и «ТЬ», а сочетание НГ, как и принято, обозначает носовой звук подобный тому, что в английском «-ing». В общем сложновато для неподготовленного пользователя. Но не в названии суть. Она в том, что инструмент этот хоть и происходит с территории Камбоджи, не является кхмерским инструментом, а представляет собой один из многочисленных вариантов Пнонгских бамбуковых варганов. Пнонги — группа племён живущая в горных и равнинных лесах, на территории Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Таиланда, в центре Индокитая, и довольно легко смотрящая на государственные границы, к недовольству тайских и вьетнамских пограничников. Родными братьями камбоджийского бамбукового варгана являются тайский и вьетнамский (бамбуковый дан мой). В Лаосе тоже встречается подобная штуковина. Таким образом — все три варгана не являются собственно тайскими, вьетскими или кхмерскими, Они условно пнонгские, но в группе много племён, несколько отличающихся по языку , что усложняет классификацию инструментов. Это подтверждается и присущей всем трём инструментам чертой строения. У них есть подвижные вставки на деках, теоретически, позволяющие менять зазор между язычком и деками. Правда мне самому не приходилось пользоваться этой функцией, да и музыканты в Камбодже ею не пользовались. думаю, что подвижные вставки — способ отрегулировать зазор при изготовлении инструмента.

    

На второй и третьей фотографиях видны подвижные бамбуковые вставки.

 Рекомендации по игре:

Могу добавить только, что Пнонги в провинции Мандуль Кири играют на нём большим или указательным пальцами, прижимая рамку к губам. Удар наносят чаще всего обратный, под небольшим углом к оси инструмента, вскользь. Один кхмерский музыкант в Ангкоре, играл, используя все пальцы в разных сочетаниях, держа кисть ладонью наружу.

Текст и фото: Шумакова  О.В.